Страница обновлена 24.07.2017
 
 
Правовое воспитание в ДОУ
 
Защита прав особая проблема государства и общества в целом.
Главной задачей правового образования является обеспечение каждому ребёнку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических особенностей, индивидуальных различий, иными словами защита прав ребёнка на любом этапе его развития.

Права и достоинства ребёнка защищает международное и российское законодательство.
Детский фонд ООН – ЮНИСЕФ, осуществляющий международную защиту прав ребёнка, разработал следующие документы:
Всеобщая декларация прав человека (1948 г)
Декларация прав ребёнка (1959 г.)
Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г.)
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.)

Российской Федерацией принят целый ряд законодательных актов:
- Семейный кодекс Российской Федерации
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
- Закон «Об образовании»
- Конституция Российской Федерации

Региональные нормативные акты:
- Законы, принятые законодательными органами субъектов Российской Федерации
- Постановления (распоряжения) органов исполнительной власти

Впервые вопрос о правах ребёнка был поставлен такими известными педагогами, как К.Н.Вентцель, активно боровшийся против насилия над личностью ребёнка. Януш Корчак, польский детский писатель, публицист, врач и общественный деятель.
Вентцель в одной из первых в мировой практике «Деклараций прав ребёнка» (1917 г.) провозгласил для детей равные со взрослыми права и свободы, в частности на воспитание и образование, развитие своих способностей, свободное выражение мыслей, жизнь без наказаний и прочее. Много позже, провозглашённые им идеи права нашли отражение в Конвенции ООН о правах человека.
Януш Корчак в книге «Право ребёнка на уважение» (1929 г.) отстаивал право ребёнка на индивидуальность, человеческое достоинство.
 

В нашем детском саду при построении педагогического процесса были определены направления работы воспитателя:
•    Анализ взаимоотношений детей со сверстниками, в семье, со взрослыми; выявление проблем.
•    Правовое воспитание и образование дошкольников.
•    Повышение уровня правовой культуры родителей.


Целью педагогического процесса в правовом образовании дошкольников является формирование основ правового сознания дошкольников.
Задачи:

•    Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения.
•    Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка.
•    Воспитывать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.
•    Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.
•    Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
•    Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
•    Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

 

Система взаимодействия – это:
- организованное обучение;
-совместную деятельность взрослого и ребенка;
- самостоятельную деятельность детей.

 

Организованная форма обучения включает в себя:
•    Знакомство с правами человека.
•    Беседы на этические темы.
•    Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры.
•    Физкультурно-оздоровительная деятельность.
•    Изобразительная, трудовая деятельность.
•    Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков.
•    Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций).

 

Самостоятельная деятельность детей включает:
•    Работу с литературой.
•    Создание проблемных ситуаций, задания для самостоятельных наблюдений.
•    Разные виды игр.
•    Продуктивные виды деятельности.
•    Двигательную активность.

 

В нашем детском саду работа по правовому воспитанию состоит из трех блоков:
1.    Организованная образовательная деятельность с детьми.
2.    Методическая работа с воспитателями.
3.    Взаимодействие с родителями.

 

Работа с детьми.
Правовое воспитание дошкольников заключается в формировании основ правового сознания.
В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников.

 

Формы и методы правового воспитания детей.
Формы работы с детьми:

1.    Специально организованное занятие "О правах играя". Форма занятий – подвижная и меняются в зависимости от поставленных задач.
2.    Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе – дать детям возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.
3.    Занятия проводятся 1 раз в месяц. Предварительная работа и работа по закреплению материала ведется в повседневной самостоятельной или совместной деятельности, что позволяет избежать лишней заорганизованности детей.
4.    Ролевые, театрализованные и дидактические игры.
5.    Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков.

 
Информация для родителей