Меню сайта

Доступная среда

 

Одна из важных проблем образования сегодня – развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Основа инклюзивного образования – исключение любой дискриминации детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. Развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий, помимо научных и методологических – социальные и административные ресурсы и требующий кардинальной перестройки современной системы образования. Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказанной эффективностью и результативностью ранней коррекционно-педагогической помощи «особому» ребенку.

Закон «Об образовании в Российской Федерации», принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013, устанавливает содержание инклюзивного образования, которое включается в основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Сегодня инклюзивное образование понимается Российскими учеными как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Система психолого-педагогической помощи в инклюзивном образовании основана на социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…" Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

В МДОУ «Детский сад № 193» функционируют группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи,  группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития. На основании заключений ППк для детей разработаны и реализуются программы индивидуального сопровождения специалистами детского сада. В группах компенсирующей направленности реализуется адаптированная основная образовательная программа, в группах комбинированной наравленности на каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья разработана адаптированная образовательная программа. Потребность введения в штат сурдопереводчика, тьютера отсутствует. Дистанционное обучение и обучение на дому не проводится по причине отсутствия потребности.

Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Конструктивные особенности здания МДОУ «Детский сад № 193» не предусматривает наличие подъемников, устройств для закрепления инвалидных колясок, поручней внутри помещений, приспособлений для туалета, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации. Перемещение по территории доступно: нет бордюров на пути следования.

Здание оснащено сигнальной лентой для поручней при входной группе, условными обозначениями входа для слабовидящих и кнопкой для вызова дежурного администратора у центрального входа.

Сведения об оборудованных учебных кабинетах, объектах для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В МДОУ «Детский сад № 193» созданы условия для реализации как Образовательной программы "Детский сад № 193", так и для Адаптированной образовательной программы. См. раздел "Образование".

Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно – развивающую деятельность: 3 учителя-логопеда, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре. Все педагоги, работающие с детьми ОВЗ, прошли курсы повышения квалификации по программам: «Инновационные технологии работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО», «Система сопровождения ребенка с ОВЗ в общеразвивающем детском саду».

В ДОУ организовано взаимодействие со специалистами службы ППк, обеспечено психолого–педагогическое сопровождение воспитанников.

В учреждении имеются следующие помещения:

11 групп с отдельными спальнями, раздевалками и туалетными комнатами. Это основные помещения для пребывания воспитанников в детском саду, в том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Помещения оснащены детской мебелью, комплектами игровых модулей, пособиями для полноценного развития детей с учетом их возрастных особенностей и интересов. Оборудование групповых помещений соответствует росту и возрасту детей. В группах создана развивающая предметно-пространственная среда с учетом основных направлений развития воспитанника. Подбор оборудования осуществляется в соответствии с ООП ДО и с учетом ФГОС ДО. Перечень средств обучения

Внутреннее пространство учреждения, помимо групповых комнат, включает и специальные помещения, позволяющие осуществлять развитие детей:

- Физкультурный зал, обеспеченный необходимым оборудованием для проведения физкультурных занятий. Имеются мячи разных размеров, массажные мячи, набивные мячи, обручи, массажные коврики, гимнастические палки, флажки, кубики, кегли, мягкие спортивные модули, мягкие маты, нетрадиционное оборудование и материалы и т.д. Зал обеспечен гимнастическими скамейками и шведской стенкой.

- Музыкальный зал обеспечен детскими и взрослыми стульями, музыкальным оборудованием для проведения музыкальных занятий (музыкальный центр, портативная колонка, микрофоны, синтезатор, электронное пианино). В данном помещении установлено мультимедийное оборудование.

- Кабинет педагога-психолога, который включает в себя следующие рабочие зоны: пространство для взаимодействия с детьми (детские столы и стулья, малогабаритное мягкое кресло, музыкальные записи релаксационной направленности, а также стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией, сенсорное оборудование, стол для песочной терапии); профессиональная зона для организационно-планирующей работы педагога (стол, стул, компьютер, шкаф с дидактическими пособиями и методической литературой).

- Методический кабинет, обеспеченный программно-методической литературой необходимой для организации и проведения педагогического процесса. В кабинете имеются наглядно-дидактические материалы, материалы из опыта работы педагогов ДОУ. Оборудовано компьютеризированное рабочее место для педагогов, с принтером и выходом в интернет, позволяющее готовить дидактический материал для образовательной деятельности и документацию, имеется мобильное мультимедийное оборудование и ноутбуки.

Библиотека: Специально оборудованного помещения для размещения библиотечного фонда не предусмотрено. Книжный фонд размещён в методическом кабинете и группах.  Образовательный процесс в ДОУ строится с применением современной методической и детской литературы, которая доступна для пользования всеми участниками образовательных отношений. В каждом групповом помещении оборудованы книжные центры. Книжные издания находятся по высоте – на расстоянии вытянутой руки ребенка, что дает возможность без труда взять в руки необходимую книгу детям.

Доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям

Сетевые и коммуникационные устройства: ноутбуки – 7 ед. с выходом в интернет, 7 стационарных компьютеров с выходом в интернет. Имеется интернет, электронная почта, сайт учреждения. Учебные кабинеты для занятий с детьми с ОВЗ оснащены в соответствии с современными требованиями по использованию электронных ресурсов в образовательном процессе. Это позволяет педагогам активно использовать в работе с детьми с ОВЗ интерактивные технологии SMART, ноутбуки, интерактивные задания и игры средствами PowerPoint. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям обеспечивается только в присутствии взрослых и согласно «Положению об ограничении доступа воспитанников к информации, распространяемой в сети «Интернет».

Прогулочные участки в ДОУ огорожены, озеленены, оснащены навесами, игровым оборудованием, соответствующим нормативными документами.

Условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В МДОУ «Детский сад № 193» организовано горячее питание на основании утвержденного меню ООО «Комбинат социального питания» и согласованного с руководителем ДОУ. См. раздел "Организация питания".

Условия охраны жизни и здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Медицинское обслуживание воспитанников осуществляется на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности. Лицензия на осуществление медицинской деятельности(просмотр)"/

Медицинский блок (медицинский кабинет, изолятор, процедурный кабинет) оснащен необходимым оборудованием в соответствии с санитарными требованиями. В медицинском блоке имеется ростомер, весы, рабочий стол, кушетка, шкаф для хранения документации, холодильник для хранения вакцины, шкаф для медикаментов.

Обеспечение безопасности образовательной организации достигается осуществлением охраны здания и территории ДОУ в дневное и ночное время посредством системы видеонаблюдения и дежурства сторожей и дежурных администраторов. 

В организации установлена система АПС и оповещения людей о пожаре, разработаны и размещены планы эвакуации, имеется тревожная кнопка экстренного вызова полиции. Здание оснащено необходимыми указателями с обеспечением визуальной информацией при эвакуации.

Электронные образовательные ресурсы, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В целях информационного обеспечения образовательного процесса в МДОУ «Детский сад № 193» обеспечен доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, имеется подключение к сети Интернет. Детский сад имеет официальный сайт, электронную почту, группу ВКонтакте. Оборудованы рабочие места: заведующего, заместителя заведующего по АХР, старшей медицинской сестры, главного бухгалтера, бухгалтера, делопроизводителя, двух старших воспитателей, педагога-психолога, двух музыкальных руководителей, инструктора по физкультуре, воспитателя. Все рабочие места имеют доступ к сети Интернет. В музыкальном зале и методическом кабинете имеется интерактивное оборудование с методическим обеспечением.

Доступ воспитанников к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям не обеспечивается. Специально оборудованного компьютерного кабинета с доступом к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья нет. Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ представлены при работе с официальным сайтом детского сада – версия для слабовидящих. 

Электронные образовательные интернет-ресурсы, используемые в образовательном процессе: https://mdou193.edu.yar.ru/priem_v_dou_dot__vakansii_dot_.html

Во время проведения организованной образовательной деятельности применяются мультимедийные средства, дидактические пособия и материалы по развитию речи и иные средства для повышения уровня восприятия информации детьми.

Технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ

Для проведения индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ функционируют не только кабинеты учителей-логопедов с необходимым набором развивающих игр и бизибордов, предметных и сюжетных картинок, пособий для развития речи детей, но и сенсорная комната (кабинет педагога-психолога).

Для работы в сенсорной комнате используются методики свето-, цвето-, звукотерапии для воздействия на состояние ребенка через соответствующие органы чувств. Сочетание разных стимулов интерактивной среды сенсорной комнаты оказывает благоприятное воздействие на психическое, эмоциональное и физическое состояние. В сенсорной комнате для оптимального функционирования имеется следующее оборудование: Фибероптические модули, предназначенные для создания релаксационного светового эффекта, развития восприятия свойств и признаков предмета, развития тактильных ощущений, мелкой моторики. Функционируют подвесной модуль «Дождик»; настенный модуль «Зеркало и Пузырьковая колонна», предназначенные для коррекции психоэмоционального напряжения, активизации зрительного восприятия, развития внимания, зрительно-моторной координации и обогащения сенсорного опыта. Имеется световой модуль для рисования песком, применяющийся для релаксации, тактильной и зрительной стимуляции, развития воображения, игровой терапии, коррекции различных состояний психики.

Паспорт доступности объекта социальной инфрструктуры МДОУ "Детский сад № 193"(просмотр)"/