Доступная среда
Одна из важных проблем образования сегодня – развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Основа инклюзивного образования – исключение любой дискриминации детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. Развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий, помимо научных и методологических – социальные и административные ресурсы и требующий кардинальной перестройки современной системы образования. Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказанной эффективностью и результативностью ранней коррекционно-педагогической помощи «особому» ребенку.
Закон «Об образовании в Российской Федерации», принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013, устанавливает содержание инклюзивного образования, которое включается в основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Сегодня инклюзивное образование понимается Российскими учеными как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Система психолого-педагогической помощи в инклюзивном образовании основана на социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…" Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
В МДОУ «Детский сад № 193» функционируют группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития. На основании заключений ППк для детей разработаны и реализуются программы индивидуального сопровождения специалистами детского сада. В группах компенсирующей направленности реализуется адаптированная основная образовательная программа, в группах комбинированной наравленности на каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья разработана адаптированная образовательная программа. Потребность введения в штат сурдопереводчика, тьютера отсутствует. Дистанционное обучение и обучение на дому не проводится по причине отсутствия потребности.
Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Конструктивные особенности здания МДОУ «Детский сад № 193» не предусматривает наличие подъемников, устройств для закрепления инвалидных колясок, поручней внутри помещений, приспособлений для туалета, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации. Перемещение по территории доступно: нет бордюров на пути следования.
Здание оснащено сигнальной лентой для поручней при входной группе, условными обозначениями входа для слабовидящих и кнопкой для вызова дежурного администратора у центрального входа.
Сведения об оборудованных учебных кабинетах, объектах для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МДОУ «Детский сад № 193» созданы условия для реализации как Образовательной программы "Детский сад № 193", так и для Адаптированной образовательной программы. См. раздел "Образование".
Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно – развивающую деятельность: 3 учителя-логопеда, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре. Все педагоги, работающие с детьми ОВЗ, прошли курсы повышения квалификации по программам: «Инновационные технологии работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО», «Система сопровождения ребенка с ОВЗ в общеразвивающем детском саду».
В ДОУ организовано взаимодействие со специалистами службы ППк, обеспечено психолого–педагогическое сопровождение воспитанников.
В учреждении имеются следующие помещения:
10 групп с отдельными спальнями, раздевалками и туалетными комнатами. Это основные помещения для пребывания воспитанников в детском саду, в том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Помещения оснащены детской мебелью, комплектами игровых модулей, пособиями для полноценного развития детей с учетом их возрастных особенностей и интересов. Оборудование групповых помещений соответствует росту и возрасту детей. В группах создана развивающая предметно-пространственная среда с учетом основных направлений развития воспитанника. Подбор оборудования осуществляется в соответствии с ООП ДО и с учетом ФГОС ДО. Перечень средств обучения
Внутреннее пространство учреждения, помимо групповых комнат, включает и специальные помещения, позволяющие осуществлять развитие детей:
- Физкультурный зал, обеспеченный необходимым оборудованием для проведения физкультурных занятий. Имеются мячи разных размеров, массажные мячи, набивные мячи, обручи, массажные коврики, гимнастические палки, флажки, кубики, кегли, мягкие спортивные модули, мягкие маты, нетрадиционное оборудование и материалы и т.д. Зал обеспечен гимнастическими скамейками и шведской стенкой.
- Музыкальный зал обеспечен детскими и взрослыми стульями, музыкальным оборудованием для проведения музыкальных занятий (музыкальный центр, портативная колонка, микрофоны, синтезатор, электронное пианино). В данном помещении установлено мультимедийное оборудование.
- Кабинет педагога-психолога, который включает в себя следующие рабочие зоны: пространство для взаимодействия с детьми (детские столы и стулья, малогабаритное мягкое кресло, музыкальные записи релаксационной направленности, а также стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией, сенсорное оборудование, стол для песочной терапии); профессиональная зона для организационно-планирующей работы педагога (стол, стул, компьютер, шкаф с дидактическими пособиями и методической литературой).
- Методический кабинет, обеспеченный программно-методической литературой необходимой для организации и проведения педагогического процесса. В кабинете имеются наглядно-дидактические материалы, материалы из опыта работы педагогов ДОУ. Оборудовано компьютеризированное рабочее место для педагогов, с принтером и выходом в интернет, позволяющее готовить дидактический материал для образовательной деятельности и документацию, имеется мобильное мультимедийное оборудование и ноутбуки.
Библиотека: Специально оборудованного помещения для размещения библиотечного фонда не предусмотрено. Книжный фонд размещён в методическом кабинете и группах.